Ленинградская, Вологодская и Новгородская области

Из-за чёртова коронавируса отменили Хоббитские игрища 2020, которые должны были пройти под Екатеринбургом 5–9 августа.

От этого мы с женой немного приуныли и начали искать, а что же теперь делать.

Спасибо leotsarev , который предложил поехать вместе с ними в небольшое автомобильное путешествие по чуть более дальним окрестностям нашего города. Мы с радостью согласились.

Участники путешествия: я и жена gluchenka, Лео leotsarev и Атана aleks, а также их дочь Ярослава, а ещё Антон и Дагни, и их дочь Агата. И три автомобиля: моя Scoda Octavia Scout, Suzuki Grand Vitara Лео и Атаны, Renault Logan Тохи и Дагни.

Маршрут был предварительно проработан Атаной и Дагни, но дополнялся по ходу путешествия. Редакция этого журнала выражает благодарность авторам маршрута.

4 августа 2020

Встретились мы в Старой Ладоге.

Крепость Старой Ладоги

И там какое-то время мы ждали пока соберутся все.

Ещё сверху летал параплан

И мы смотрели на него снизу

А ещё по речке Ладожке плавала утка с утятами

Потом мы все собрались и пошли внутрь крепости

Внутри показывали всякие интересные косточки

А из бойниц были видны окружающие виды

«У вас есть крепость?» — «Лучше! У нас есть модель крепости!»

Крыша одной из башен внутри довольно мило выглядит

Или вот ещё вид от одной из башен (была закрыта)

А ещё есть подземелье:

Потом мы из крепости ушли и пошли в местный музей не помню, чего, но посещение его входило в стоимость, поэтому мы пошли просто из жадности.

Там было разное краеведчесткое, вот, например, довольно симпатичный гобелен:

На этом мы прекратили посещение самой Старой Ладоги и поехали чуть дальше.

Неподалёку от Старой Ладоги есть место, где, вроде как, захоронен Вещий Олег. На Яндекс-Картах обозначены два места рядом, одно названо «Олегов курган», а второе — «Курган Вещего Олега». Так что где конкретно отмстивший неразумным хазарам — остаётся гадать.

Это всё в чистом поле, никак не огорожено, и билетов никто (слава Богу) не продаёт.

При входе лежит камент с табличкой:

благодарят

Два кургана, т.е., насыпных когда-то давно холма. В принципе, особо ничем не примечательных, если б не история.

Это то, что на Яндексе названо "Олегов курган"

Мы на этот курган, конечно, залезли. Вид на реку Волхов вот такой:

Это панорама с Олегова Кургана, в левой части то, что на Яндексе названо "Курган Вещего Олега"

Посмотрев на холмы и с холмов, мы поехали на другую сторону Волхова.

Нашли там две стоящие рядом церкви, одну новее, 1871 года постройки, но в печальном состоянии:

Церковь Преображения Господня, построена в 1871 году по проекту архитектора А.В.Мусселиуса; памятник регионального значения

А вторая церковь старше, но явно как-то поддерживается в состоянии чтобы не утратиться:

Церковь Святителя Василия Кесарийского, построена в 1686 году, памятник федерального значения

Возможно, это потому что, как следует из табличек на дверях церквей, старая церковь — памятник федерального значения, а новая — всего лишь регионального.

Помимо церквей и вполне действующего небольшого кладбища вокруг них, осмотрели крепость Старой Ладоги с другой стороны Волхова:

Жена фотографирует крепость

И находящийся неподалёку Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь:

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Общий вид примерно такой:

Панорама на Волхов

После этого мы поехали неподалёку смотреть на водопад.

Водопад, конечно, не чета Rheinfalls, но родной и недалеко.

Спуск к водопаду «дикий», и довольно скользкий. Но мы этого не испугались и смотрели на водопад с разных точек. Это вот так он выглядит относительно «сверху»:

Вот так выглядит спуск к этому водопаду. В просвете кустов видна река Волхов:

Спуск к водопаду

Дно ручья от водопада в камнях, стенки песчаные:

Не залезть в водопад было невозможно:

Посмотрев на водопад, мы двинулись дальше. Следующая остановка у нас была в райцентре Ленинградской области, городе Подпорожье.

В Подпорожье мы опять ждали наших друзей, заподозрив что у нас самая быстрая машина.

Город Подпорожье мне, кстати, понравился. Довольно опрятно выглядит, особой разрухи в городе мы не заметили. Бедно, разумеется, как и везде у нас.

Газон

Прогулялись и дошли до центральной площади. Ну или она так выглядела. На карте называется «Городская площадь». Там было довольно пусто (ранний вечер рабочего дня), фонтан не работал. Поэтому сфотографировал только такое вот «сердечко»:

Потом приехали наши друзья и мы все вместе пошли пешком смотреть на плотину с ГЭС, которая в Подпорожье есть.

У ГЭС есть подстанция:

А вот и сама ГЭС:

Дальше этой точки мы не заходили, и молодцы, потому что ровно в 21:00 началось шлюзование, которое я из интереса заснял. Там довольно муторно, поэтому смотрите на перемотке. Сначала мост начал поворачиваться на 90 градусов, чтобы открыть шлюз:

А потом в шлюз начало заходить судно (в этот день это был танкер Мидволга-3, шёл из Ладожского озера в Онежское), опять-таки, смотрите на перемотке, там просто 8 минут идёт судно:

На этом стало уже темновато, дети захотели спать и мы стремительно отправились по направлению к базе отдыха, где у нас был забронирован коттедж.

5 августа 2020

Заночевав на довольно милой базе отдыха, пусть и с недружелюбным персоналом, с утра вышли к озеру Юксовскому:

озеро Юксовское

Мы потом даже в озере немного искупались. Холодновато.

Потом мы позавтракали и поехали. Рядом с базой, в селе Родионово, есть церковь деревянная, ажно 1493 годом датируется:

Церковь Георгия Победоносца

Но вообще в селе Родионово был дождь, поэтому я не очень гулял. Сфотографировал машину на фоне родионовских руин. Это сразу через дорогу от церкви:

машина в дожде села Родионово

Из Родионово мы должны были уже пересекать границу Ленинградской области в сторону Вологодской, дабы прибыть в город Вытегра, но решили сначала заправиться, а заправку нашли в посёлке Вознесенье. Приехали туда, заправились, решили поесть. Нашли кафе, приехали, а там такое:

Кафе "Ланч" посёлка Вознесенье

Кафе удивило одним человеком и очередью человек в 7, которые пришли сразу за нами. Ну и нас 8. Было довольно вкусно, но долго.

Вознесенье стоит на Свири, как и Подпорожье. Но шлюза там нет, и моста нет, а есть паром на другую сторону (паром на фото видно слева):

Вид на Свирь и Онежское озеро в Вознесенье

Свирь судоходная, часть пути из Балтики в Волгу. Вот, заснял отчаливание парома сразу после прохода большого судна:

Ещё в кафе «Ланч» в Вознесенье местный житель сказал нам, что «на дорогу до Вытегры закладывайте часа два». А расстояние, надо отметить,чуть более 80 километров.

В самом деле, дорога местами становится просто направлением. Был занят вождением автоматического мобиля, поэтому не заснял. Но глинистая грунтовка, размытая дождями, с колеёй от проползающих фур, «местами по ноздри». Потом фрагментарный асфальт. Сколько ехали — боюсь сказать, но близко к двум часам. Подключаемый автоматикой полный привод вселял уверенность, нигде не застрял. Но видели пару грустных фур, которые не осилили.

Потом ВНЕЗАПНО настал новый идеальный асфальт. И мы остановились у ВНЕЗАПНО ЦЕРКВИ. Деревня Васюково, Вологодская область:

(Координаты с картинки: 61° 0’ 40,4” N, 36° 11’ 27,318” E)

Деревянная (Богоявленская церковь) немного отреставрированная, кирпичная (Знаменская церковь) разломана временем очень сильно. С другой стороны:

За церквями внезапный идеальный асфальт практически сразу пропал (возникло ощущение что асфальт положили для высокого гостя, которому показывали реставрацию Богоявленской церкви, потому что он от поворота к этим церквям начинается, и сразу после поворота от этих церквей заканчивается), опять стало плохо, асфальт местами залатан, а местами опасные ямы с острыми краями. Это была, как покажет дальнейшее путешествие, наша самая плохая дорога. Хорошей дорога стала уже потом.

Мы ехали в обозначенное Дагни место под названием Андома Гора.

Гора — она над Онежским озером гора, южный берег. Довольно высокая.

Жена на Андомой Горе

Высота там какая-то такая:

С Андомой Горы вниз

А после прошедшего недавно дождика появилась радуга, хвост которой был виден вот прям тут. Фото не передаёт, радугу над водой не видно. А глазами было видно!

После Андомой Горы мы поехали посмотреть какую-то обозначенную на карте церковь неподалёку. Но к ней не было дороги почти совсем, и Логан Тохи застрял, и Лео на ГрандВитаре его вытаскивал тросом. Я там удачно подскользнулся в мокрой грязи и упал в неё, так что все молодцы. Не фоткал.

Церковь увидели издали, но не подошли.

Но после этих лёгких приключений мы решили что с нас хватит приключений и поехали ка мы отдыхать. Позвонили на базу, которая была неподалёку, узнали что там есть для нас отличный домик, и поехали.

По пути остановились на берегу Онеги:

Панорама Онежского озера

Прибой прям как настоящий на море:

Машину сфотографировал на берегу ну потому что мог:

Машинка на море

Потом мы приехали на базу Исаково в деревне Исаково:

Панорама берега в Исаково

В Исаково было мило. Из-за боязни ковидлы не работал ресторан, но носили еду в номер, можно было заказать через WhatsApp. И мы заказывали разного, записывали под номерами. А там номера поняли как количество и нам принесли шесть солянок. Хорошо что не оказалось тарталеток с икрой, а то их тоже было бы 8.

6 августа 2020

Переночевав в Исаково, решили искупаться. Отъехали чуть-чуть и искупались в соседнем от Онежского озере Тудозере:

Купаемся в Тудозере

Потом поехали в сам город Вытегра.

В Вытегре мы сразу ехали к подводной лодке, которая стоит в Вытегорском водохранилище. Поставили точку в навигаторе (в эту поездку навигатором выступили Яндекс.Карты — ну норм, но я бы не хотел в будущем пользоваться навигацией от Яндекса, чесслово) и приехали... С другой стороны. Выглядит это (не зафоткал) так: ухабистая просёлочная дорога утыкается в заболоченный и заросший камышом берег, где превращается в более ухабистую «лесную», а и там, за камышами, стоит подлодка. «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою», вспомнилась строка детского стишка.

Я посмотрел в карты и выяснил, что нормальный вход и парковка есть с другой стороны, ну и дотуда через три минуты доехали.

В подводной лодке реально музей:

Внутри музея показан подлодковый военно-морской быт, всякие приборы, миллион манометров и вентилей. Столы, как отметила жена, есть в каюте капитана, старпома и (самый большой) политрука. Остальным неча тут.

Сверху с подлодки открывается вид на Вытегорское водохранилище:

Вытегорское водохранилище

Справа там  судоходный канал, Вытегорское водохранилище — часть Волго-Балта. И поэтому ВНЕЗАПНО из-за угла выезжает вот такая здоровая байда:

Буксир тащит баржу с чем-то большим по Вытегорскому водохранилищу

Потом мы поехали обедать, и напротив столовой где мы обедали был памятник Ленину. Я бы не обратил внимания, но памятник был покрашен чёрной краской.

Чёрный Ленин

Потом мы уехали из Вытегры и поехали смотреть на водопад. Больше водопадов.

Недалеко от Вытегры есть просёлочная дорога. Мы по ней ехали-ехали, и приехали к отходящей от неё тропинке, вымощенной свежими досками:

Мощение явно было в процессе создания, потому что дальше начались остатки старой инфраструктуры, которая была довольно в плачевном состоянии. Надеюсь, сделают заново. Но неважно, пройдя некоторое не очень большое время и спустившись вниз, мы оказались у водопада Падун речки Тагажма:

От водопада вниз

Вода очень холодная, конечно же, что не помешало Тохе в неё залезть:

Тоха в речке у водопада

А девушки фотографировались на фоне:

Дагни и Агата
Моя чудесная жена

Панорама на водопад такая:

А звучит оно как-то так:

Продолжение нашего путешествия в следующей записи.